Вообще, 1999-й год по сравнению с годом 1998-м принес не так уж и много шедевров в жанре авиаимитаторов. За весь год вышла еле-еле пара-тройка достойных игр. Одной из них является, безусловно, Jane's USAF, выпущенная под маркой Jane's Combat Simulations и разработанная израильской компанией Pixel Multimedia на базе своей предыдущей игры - Israeli Air Force. Израильтяне модернизировали движок, создали модели самых популярных американских военных самолетов (F-105, F-4 Phantom, A-10, F-117, F-15 и F-16 и т.д.), создали несколько компаний и ... получилась очень неплохая игра. Хоть и не дотягивает до шедевров типа Flanker'а или Falcon'а, но, если не смотреть на мелкие баги (если их можно так называть), то получился вполне приличный имитатор. Итак, давайте посмотрим, что же он из себя представляет...
Прежде всего, когда запускаешь первый раз игру, обращаешь внимание на графическое исполнение окружающей среды. Движок Israeli Air Force узнать практически невозможно, настолько он выглядит красивее - доработали его капитально, но революционного в нем ничего не наблюдается. На моей конфигурации: Celeron 300А, разогнанный до 374 МГц, 128 Mb RAM, Riva TNT 16 Мб, игра при выставленной средней детализации и разрешении 800х600 заметно притормаживает. Как и во все современные игры, в Jane's USAF лучше играть на машине помощнее, например, на Pentium III - 600 явных тормозов нет, хотя иногда графика подёргивается - видимо, сказывается недостаток оперативной памяти.
Движок USAF на сегодня, безусловно, самый продвинутый в плане ландшафта. Текстуры земли достаточно разнообразны, а местность очень пересеченная, очень много неровностей (горы, речки, впадины...) Игра держит 32-битный цвет, разрешения вплоть до 1600x1200, а также поддерживает все современные графические ускорители. Как сейчас модно, поверхность земли снята со спутников (правда, мне не удалось узнать с каким разрешением снята местность, но, по-моему, метра 4 на 1 писель). Летать предстоит над Багдадом, Вьетнамом, Германией, а также над Лас-Вегасом. Ни в одном из этих мест не бывал, поэтому достоверность поверхности подтвердить не могу, но, если судить по атласу, то очень похоже. С большой высоты, километров 10 - 15, все выглядит очень красиво, особенно горы на закате или на рассвете.
Модели самолетов сделаны с достаточной точностью, особенно те, которые Jane's/Pixel Multimedia уже использовали в своих более ранних играх. Наличествует много подвижных частей и очень неплохая анимация шасси при их уборке/выпуске. Также очень круто сделано вращение шасси, когда самолёт катится по бетонке. Неплохо сделаны текстуры самолетов, все они четкие и хорошо видны. Есть в игре отлично сделанное динамическое освещение, например, при выстрелах из пушки - фонарь и носовая часть плавно освещаются вспышками от выстрелов.
Графическая модель самолета выполнена на пятерку, здесь мне нечего сказать, мне даже кажется, что СУ-27 Фланкер 2.0 немного уступает Jane's USAF по соотношению красоты графики самолета к торможению игры, чего не скажешь, увы, о графическом исполнении кабины. Здесь явно чувствуется спешка. Прежде всего, в глаза бросается бедность кабины в графическом плане. Даже статических тумблеров и приборов просто минимум, а кабина какая-то, по-моему, даже не реальная. Хотя и сделана, как говорится, в полностью трехмерном исполнении. Многих ветеранов авиаимитаторов наверно будет злить то, что приборы нечеткие, красок мало, иногда непонятно, что там написано. Так, например, на высотомер практически не смотришь, все отображается на ИЛС, а не смотришь потому, что все ужасно кривое, на многофункциональных дисплеях тоже не все понятно и, по-моему, многое просто не работает. В отличие от Falcon 4.0 от компании MicroProse, где МФД работали, чуть ли не во всех режимах, как и в реальности, здесь все упрощено почти до минимума. Но это и понятно, т. к. игра больше рассчитана на новичков, поэтому она создаёт единую модель авионики и управления для 10 разных самолётов. В этом плане она берёт широтой, и является продолжателем серии ATF/USNF. Поэтому схожесть кабин и инструментов можно отнести на счёт вполне сознательного решения на этапе разработки, а не случайности или недоработки, и с этим вполне можно примириться.
Как я уже упоминал, летать придется над Вьетнамом, Германией и Багдадом. Летать можно как в режиме кампании, так и в режиме одиночных миссий. Перед началом кампании показывают видеоролик, который приблизительно показывает, что там происходило, далее показывают тактическую карту, где рассказывают, в чем состоит ваше задание. После этого начинается непосредственно кампания. Я лично не люблю играть во все кампании одновременно, поэтому я не успел посмотреть остальные кампании, в данный момент все мои силы брошены на прохождение кампании во Вьетнаме. Лично не проверял, но говорят, что кампания за Германию происходит в будущем, и там все задания вымышленные. Также наличествуют и быстрые миссии, которые генерируются в зависимости от ваших предпочтений. За достоверность исторических кампаний (Персидский залив и Вьетнам) можно ручаться, по утверждению разработчиков практически все задания (в режиме кампании) сделаны по историческим справкам и многие из них были в реальности.
Задания в миссиях, как правило, сводятся к уничтожению вражеских военных объектов путем нанесения точечных бомбовых ударов, также присутствуют и воздушные бои. Во время боев в небе Вьетнама встречается советская авиация, модели наших самолетов сделаны немного не точно, если их рассматривать внимательно, но, если сидеть в кабине и вести бой на расстоянии, которое простреливает long range missile, то этого не замечаешь. Стоит отметить очень хороший режим тренировочных полетов для новичков, да и ветераны смогут в них почерпнуть для себя кое-что новенькое. Все уроки разделены по разделам, перед каждым уроком происходит подробный текстовой инструктаж, где разъясняются все навигационные системы, как их использовать, в каких режимах они могут работать и т. д. После этого начинается летная тренировка с напарником или без него, все ваши действия координируются инструктором (что и где включить, как использовать, рекомендации и т. п.). Инструктор говорит голосом и текстом, что очень удобно для тех, кто на слух плохо воспринимает английский язык.
Что радует при полетах, так это массовость движения/трафика в воздухе. Также, как и в воздухе, на аэродроме присутствует трафик движения, по всем законам авиации. Еще порадовало, что миссия всегда начинается не с торца ВПП, как это делают практически все производители, а с ангара, из которого вы выруливаете, а диспетчер отдает вам команды на разрешения руления по рулежкам, на занятие ВПП (правда его иногда приглючивает, говорит двигаться к ВПП22 правой, например, а взлет разрешает с ВПП22 левой, но с кем такого не бывает).
Переходим к аэродинамике. Что тут можно сказать, все, что делает Jane's Combat Simulations соответствует практически максимально реальности, Jane's USAF не исключение из этой доброй традиции. Несмотря на некоторую "универсальность" моделей полётов всех представленных в игре самолётов, все аэродинамические законы, инерция, срыв потока, перегрузки, различные эффекты земли - все это есть. Самолет с выпущенными шасси при отклонении штурвала имеет большое запаздывание, а при маленьких скоростях начинает реально сваливаться.
Единственное что можно сказать, так это то, что F-117 не может иметь такую аэродинамику, как в игре, но винить в этом нельзя даже Jane's. Ведь, если к F-15, F-4 или А-10 есть доступ, да и кое-какие тонкости можно уточнить у пилотов, то F-117 и F-22 - это самолеты, имеющие гриф "Совершенно Секретно", а потому информацию по этим самолётам разработчикам достать было сложно. F-22 реально в боях еще не применялся, насколько мне известно, он еще проходит испытания. А F-117 применялся, но секретность его очень велика, поэтому никто за достоверность динамики управления и полета и всех его ТТХ, ответственности не несет. Очень много различного вооружения, сделано оно довольно реально. Правда, когда ракета попадает в самолет его всегда подрывает и нет никаких обломков кроме дыма, что есть немного не реально. Так что модель повреждений сделана не слишком реалистично. Головки наведения ракет действуют достаточно реально, тактика ухода от ракет из реальной жизни проходит и в игре.
Про различные звуковые эффекты также говорить особо нечего, все снято с реальных самолетов, поэтому сделано качественно. Радует постоянное общение с диспетчером и с АВАКС'ом. Музыка между миссий в духе более ранних игр компании Jane's.
Подводя итог, можно сказать, что Jane's в очередной раз выпустила качественный имитатор, рассчитанный на широкий круг энтузиастов авиации, а не только на больных фанатиков жанра. При всей кажущейся простоте и доступности он по сравнению с "настоящими" имитаторами жертвует довольно незначительной долей реализма. В обмен мы получаем возможность пилотировать несколько самых популярных американских самолётов, принадлежащих трём различным эпохам, великолепный графический движок и отличную озвучку. На мой взгляд, не поиграть в USAF было бы преступлением для любого уважающего себя игрока, особенно интересующегося современной авиацией. Возможно, таким образом, вам удастся открыть для себя новый увлекательный жанр компьютерных игр.
|