Разработчики симуляторов не так уж часто радуют российских игроков возможностью полетать на отечественной технике. Что вполне естественно, ибо для них отечественной техникой являются F-16, Comanche и Apache. Но, как говорится, все-таки мы делаем ракеты - наша авиация занимает не последнее место в мире и вызывает закономерный интерес, поэтому в виртуальные небеса нет-нет, да и взлетает какой-нибудь МиГ-29 - и вовсе не в качестве подлежащей поражению цели. Особенно же интересно, когда в рамках одной игры можно полетать и на российских, и на западных машинах, сравнивая их между собой.
Apache/Havoc, как следует из названия - это симулятор двух современных боевых вертолетов: американского AH64D Apache Longbow и российского Ми-28Н, получившего на Западе прозвище Havoc ("опустошение"). В игре имеются три весьма обширных зоны боевых действий: Кавказ, Куба и район "Золотого треугольника" в Восточной Азии - вотчина опиумных наркобаронов. (Районы эти настолько большие, что погода в разных их частях различается: где-то может светить солнце, а где-то - идти дождь; кстати, во время дождя можно включать "дворники"). В каждом из этих районов можно просто полетать (режим Free Flight - надо сказать, он настолько free, что в нем можно врезаться в землю и здания, не разбиваясь), поучаствовать в отдельных dogfighing'овых или динамически генерящихся миссиях или, наконец, пройти полноценную динамическую же кампанию. Задачи миссий, как обычно, варьируются от патрулирования и перехвата вражеских атак до сопровождения и разведывательно-диверсионных рейдов в тыл противника.
Разумеется, вертолеты отличаются друг от друга, но, к сожалению, садясь за штурвал Ми-28, все равно видишь на кокпите английские надписи (разве что на одном из крупных планов имеется декоративная надпись "РАСХ БАКИ") и слышишь английскую речь. Меж тем как во многих симуляторах, посвященных Второй мировой, при игре за немцев с тобой говорят по-немецки. Обидна такая дискриминация. Но такие, к примеру, параметры, как типы и количество боеприпасов, разумеется, у каждого свои.
Что касается физической модели, то она явно посложнее, чем в легендарной серии Comanche. Держать вертолет на фиксированной низкой высоте, да еще без движения по горизонтали, очень трудно. Небольшое отклонение тяги в ту или другую сторону - и машина либо уходит вверх, либо падает и разбивается. Разбивается она, на мой взгляд, даже чересчур охотно - все-таки вертолет с работающим двигателем падает вниз не камнем, а опускается достаточно плавно... Но вообще обе машины способны на достаточно крутые кульбиты в воздухе - разве что мертвые петли им не под силу.
Ориентироваться можно как стандартными средствами - по компасу с указанием на следующий waypoint - так и с помощью масштабируемой карты. При этом, когда вы смотрите карту, время не останавливается. Работает, разумеется, и автопилот.
Графика в игре очень симпатичная. Темновата, правда, особенно в утренних и вечерних миссиях, так что, возможно, придется подкрутить яркость у монитора. Но вся боевая техника сделана очень качественно, даже на самых крупных планах - а техники этой, кстати, множество, от "газиков" до авианосцев (среди вертолетов фигурируют, в частности, и наши старые знакомые Comanch'и). Внимание уделено таким деталям, как, к примеру, откидывающийся колпак у истребителя на стоянке или изменение формы лопастей в зависимости от скорости вращения. Само собой, башни у танков тоже поворачиваются. Видна каждая лесенка, каждая растяжка антенны. Очень натурально смотрятся пилоты и солдаты в кабинах. Что особенно радует, так это города со множеством зданий, причем эти здания - не просто одинаковые прямоугольные коробки; встречаются, к примеру, церкви и буддийские пагоды с их причудливой архитектурой, воспроизведенной в деталях. На стенах домов попадаются плакаты, над крышами - буквы реклам... Вот только по ночам в городах огни не горят (на аэродромах - горят, и на летательных аппаратах, кстати, тоже мигают).
Рельеф удался хуже - ему не достает плавности, но в целом это терпимо; под Direct3D, впрочем, наблюдается глюк с дырявостью наземных текстур. Небо выглядит красиво, особенно на закате, но вот приличные облака авторы сделать поленились. Что сделано достаточно убого, так это виды с внешних камер - нет возможности нормально управлять ими, выбрав объект по желанию и крутя и масштабируя его со всех сторон. Есть либо вид с хвоста, либо варианты, когда компьютер сам перебирает объекты и ракурсы. Кстати, наблюдал я с такого ракурса, как садится МиГ-29 - между нами, летчиками, говоря, при таком угле касания от него должна была остаться куча металлолома; уж, по крайней мере, переднее шасси сломаться было обязано. Так что реализм физической модели все же мог бы быть и повыше, хотя двойные стандарты в подходе к управляемой игроком машине и ко всем прочим - беда многих симуляторов.
Самый серьезный, пожалуй, недостаток игры - отсутствует help и не переопределяются клавиши управления. Нет и обучающих миссий. Зато интересы любителей многопользовательской игры не забыты - можно сражаться друг с другом по интернету, модему и через COM-порт.
В целом надо отдать должное разработчикам, которые сделали Apache/Havoc, что игра у них получилась интересна, реалистичная, хотя багов и недостатков тоже хватает. Но все-таки "плюсов" несколько больше, поэтому и рейтинг у игры такой высокий.
|