Недавно компьютерным играм, говорят, исполнилось 30 лет. Это в частности означает, что люди, игравшие в Самые Первые Игры, еще живы и вполне активны (а может, даже и в игры еще играют). Были времена, когда у игры был немалый шанс стать родоначальником жанра. Так вот, мне случилось играть в одну из таких игр - Wolfenstein 3D. Герой, солдат американской армии, оказывался в некоем замке, где фашисты занимались некими таинственными делами. Первый кадр игры: герой, вооруженный лишь ножом, стоит на пороге своей тюремной камеры, над трупом фашиста-караульного. Потом, перебив массу фашистов, вооруженных разнообразным оружием, герой находил выход и таким образом спасался. Эта игра была Первой. Потом был, конечно, Doom. Успех этой игры был просто фантастическим, в нее играют до сих пор, портировав игру для использования ускорителей графики. Про нее даже анекдоты рассказывают: 'Говорит Дьявол Богу - 'Не присылай мне больше программистов! Вчера один новичок трех моих чертей бензопилой запилил, прежде чем до него дошло, что это не последний уровень Doom'а!'.
Потом жанр 3D-шутеров начал совершенствоваться и изменяться. В нем с выходом Quake появилась настоящая трехмерность, мультиплеер, в разнообразных кооперативных и дефматчевых формах. Появились игры фэнтезийной тематики, научно-фантастической, гибриды с RPG (Witchaven, например) и автомобильными симуляторами.
Сингл-режим соревновался с мультиплеером. Появилась практика изготовления игр на покупном движке - например, несомненно лучшая сингл-плеерная игра Half-Life была сделана на модифицированном движке Quake. А некоторые игры жанра были исключительно мультиплеерными: Quake 3: Arena, Tribes. И вот теперь создатели игр решили еще раз снять сливки со старых и знаменитых имен. Скоро появится Doom III, а продолжение Самой Первой Игры жанра уже вышло - это Return to Castle Wolfenstein.
Итак, существует некий Замок Волчий Камень (а как еще это можно понять?). И обитает там странная организация SS Paranormal Division, организация крайне оккультного толка, под руководством жрицы Марианны Блаватской. Кстати, хотя такой организации в реальности и не было, но нацисты были крайне увлечены оккультизмом, чернокнижием и прочими материями такого толка, и Блаватская в то время действительно была знаменита. Так что создатели игры, в каком-то смысле, не так уж далеки от жизни... В общем, чем эта организация занимается, непонятно, но у них явно кое-что получается. Эсэсовцы откопали тела нескольких Черных Рыцарей, магически похороненных черт знает когда, а в качестве генеральной цели захотели оживить короля Генриха I. Кроме того, каким-то боком эта организация связана с разработкой новых видов оружия, каких-то непонятных киборгизированных 'чудо-солдат'... В общем, американцам хочется разобраться, и в штаб-квартиру забрасывают двух агентов. Оба попадаются, один гибнет, а второй... Вы 'влезаете в шкуру' агента Blazkowicz в тот момент, когда он, с кинжалом в руке, стоит над трупом фашиста на пороге камеры. Похоже, правда?
Но игра не является римейком Wolfenstein 3D. Она на нее просто похожа, скорее идейно, чем визуально. Главная идея - сражение с фашистами на их территории, и несколько вытекающих из нее деталей. Например, фашистское оружие, символика на стенах: С другой стороны, новая игра куда совершеннее, больше и сложнее старой (кто бы в этом сомневался!). Герой побывает не только в историческом замке, но и на разнообразных секретных объектах, как технического, так и оккультного толка. Будут и захваченный фашистами город, и секретная база, на которой разрабатывают реактивные самолеты, и подземная часовня, где под охраной древнего артефактного кинжала спрятаны разнообразные мертвые, но при этом вполне активные чудовища... И многое другое.
А вообще, игра куда больше похожа на Half-Life, чем на своего предка. Те же самые многочисленные скриптовые сценки, видеовставки: Можно подслушать разговоры фашистов в соседней комнате, посмотреть, как враги занимаются своими делами. Даже оружие, которое таскает с собой герой, точно так же организовано в группы. Оружия, кстати, не так уж много, но оно достаточно оригинальное. У многих 'игрушек' есть специальный режим, который становится доступным после обнаружения соответствующей дополнительной детали.
Так вот, оружие: Кинжал - основное достоинство в том, что не требует патронов. Пистолеты - Люгер, более известный у нас как 'парабеллум' (может оснащаться глушителем) и Кольт (доп. режим - стрельба из двух кольтов). Автоматы - MP-40, известный у нас (ошибочно) как 'шмайссер', обладает (как в жизни) очень малой прицельностью при стрельбе на большие расстояния; Томми-Ган, знаменитый автомат Томпсона (к сожалению, не оснащенный стопатронным дисковым магазином), очень мощный, но по понятным причинам в тылу врага к нему не найти патронов; английский Стэн с глушителем - бесшумный, с высокой кучностью, но делает 10 выстрелов и перегревается секунд на 5. Две снайперские винтовки: винтовка Маузера (спец. режим - использование оптического прицела) и специальная винтовка с ночным тепловым прицелом, к которой патронов не просто мало, а ничтожно мало - полтора десятка на всю игру. Странная автоматическая винтовка FG42 Paratrooper Rifle - оснащена маломощным оптическим прицелом. Два вида гранат: 'колотушки' и 'лимонки', и изредка встречающаяся связка динамитных шашек с таймером. Фаустпатрон - очень мощный, но больше 5 ракет не унести. Ранцевый огнемет, очень пригодится зажаривать зомбей, малоуязвимых для пуль. И два фантастических вида оружия: Venom Chaingun, ротационный многоствольный пулемет, и Tesla Gun, стреляющий электричеством. Да, и супероружие Дюка Нюкема - пинок. Иногда на карте встречаются стационарные пулеметы MG 42 'универсал' с неограниченным боезапасом. Попасть под огонь такого пулемета - практически мгновенная гибель; встретить толпу врагов, стреляя из такого пулемета по ним - быстрая и надежная победа. При этом у пулемета есть 'жизнь', если стрелять по нему (например, из мертвой зоны по стволу), то можно его разрушить.
В игре появились достаточно оригинальные нововведения. Одно из них - Hint Icon, значок, указывающий особенности близлежащих предметов. Если предмет используемый (кнопка, дверь, листок бумаги с текстом) - появляется рука; если разрушаемый - разбитое зеркало; если лестница - соответственно лесенка и нарисована. Или вот еще: в шутерах герой обычно или бежит, или идет. В этой же игре герой может еще делать спринтерский рывок, расходуя при этом специальный ресурс - выносливость (stamina). А как вам такая мелочь - двери можно открывать пинком. При этом дверь распахивается вдвое быстрее, но производит больше шума. Если же герой с ножом подкрадется к вражескому солдату сзади, он зарежет его одним ударом... Есть некоторое количество разрушаемых предметов: стекла, стенды и флаги на стенах, иногда части каменных стен, навесные замки на дверях; но при этом ни одной разбиваемой лампочки в игре мне не встретилось.
Игра состоит из 7 миссий, каждая миссия из 3-5 эпизодов. Из эпизода в эпизод герой переходит с теми же показателями здоровья и брони, с тем же набором оружия и патронов; в каждом эпизоде надо выполнить от двух до пяти целей. Чаще всего цель достаточно простая: убить всех, убить конкретную персону или найти вход в определенное место. Иногда требуется найти предмет или найти и включить рубильник. В нескольких миссиях есть достаточно сложная цель - избежать поднятия тревоги: приходится красться, не попадаясь на глаза тем врагам, которые стоят вблизи тревожных кнопок, или убивать их издали и бесшумным оружием. Каждый эпизод состоит из одной карты, как правило, достаточно сложной: с многоэтажными домами, окнами, сквозь которые можно стрелять, и обязательно с секретными местами. Секретные помещения трудно обнаружить (или обнаружить просто, но вот попасть в них бывает сложно), и в них обычно встречаются 'залежи' патронов, брони и сокровища, полезные только для улучшения счета драгоценные кубки и слитки золота. Очень часто встречаются двери, которые можно открыть только с одной стороны; для открывания других дверей надо найти рычаг или кнопку... Вообще карты, как правило, представляют из себя лабиринт, и иной раз бывает достаточно сложно понять, куда же нужно идти, чтобы хоть куда-нибудь попасть: Порой приходится прыгать из окон, лазать по крышам и карнизам, и все для того, чтобы обойти одну-единственную запертую дверь. Дверь деревянная, герой обвешан гранатами, огнеметами и фаустпатронами, но высадить ее не может, где же реализм, а?
Одна из миссий - обнаружение и захват немецкого реактивного самолета, была настолько похожа на миссию из Half-Life, что ее можно было бы безболезненно туда перенести. Те же самые поиски нескольких рубильников, которые нужно нажать в определенном порядке, чтобы заправить и подготовить к запуску самолет, пиктограммы-инструкции на пультах над рубильниками, и в финале - улетающий на ракетном двигателе, с характерным длинным огненным хвостом, самолет непривычных для нашего глаза очертаний... И характерный для Half-Life прикол: над запертой дверью в ангар полосы копоти, явно после пожара, и объявление на стене, гласящее 'страшные кары тому, кто еще раз попытается готовить кофе в аппарате для перегонки горючего...'.
Враги в игре умные и злобные. Они маневрируют, убегают от гранат (а при случае могут и кинуть гранату обратно), прячутся за препятствиями. Один фашистский офицер пытался закрыться от меня, выставляя перед собой женщину-заложницу и это не была 'обязательная' скриптовая сценка: когда я, загрузившись с сейвгейма, еще раз подошел к этой же комнате и застал его вдали от женщины, гад побежал на меня, стреляя из автомата. Кстати, враги честно перезаряжают свое оружие, но я ни разу не видел, чтобы у врага кончились патроны.
Графика в игре на редкость красивая, мощный движок Quake III: Arena позволяет многое. Есть в игре места, которыми просто можно любоваться - та же ракетная база, например. Анимация сделана очень реалистично: бегущий солдат действительно бежит, а не летит, перебирая ногами; автоматная очередь выбивает из земли фонтанчики пыли, а солдат, подожженный огнеметным факелом, орет и машет руками... Звук также вполне достойный, если закрыть глаза на то, что фашисты разговаривают по-английски, хотя и с немецким акцентом и характерными словечками типа 'ja-ja!'. По звуку шагов можно понять, где и по какому типу пола бежит враг, двери хлопают, увидевшие героя солдаты кричат 'Тревога!', а офицеры - 'Этот американец здесь!'.
Мультиплеер возможен в трех оригинальных режимах: Objective, когда одна из двух соревнующихся команд ('фашисты' и 'союзники', естественно) должна быстрее другой выполнить набор заданий; Stopwatch, когда в игре, подобной первой, после победы команды меняются местами, и бывшие 'фашисты', став 'союзниками', пытаются побить собственный рекорд; и Checkpoint, когда команды должны завладеть некоторым количеством флагов, раскиданных по карте. При этом правила поведения героев в мультиплеере сильно отличаются от правил сингла: например, ни один игрок не может тащить на себе больше одного 'большого' оружия; у игроков в мультиплеере куда меньше запас патронов, тяжелое оружие мешает бежать и т. д.
Управление вполне традиционное для жанра. Впрочем, это не удивительно: за время развития жанра, со времен Doom'а управление, по сути, серьезно не менялось, и сейчас достаточно близко к совершенству. Вот разве что когда появятся новые виды устройств ввода, отличающиеся от современных мышек и клавиатур...
Вывод: Это не Quake-killer, однозначно. Это, к сожалению, и не Half-Life - killer. Но все равно игра весьма стоящая, с интересным сингл-режимом, оригинальным сочетанием оружия и монстров. Игра интересная, сложная, красивая: В общем, id Software не посрамили имя своей первой большой игры, и выпустили продолжение, которое ничуть не хуже оригинала.
|