Соединенные Штаты Америки, 30-е годы XX века, Эпоха Великой Депрессии... Время дорогого контрабандного виски и изысканных кубинских сигар, время появления таких автомобилей, которые спустя годы стали стоить миллионы долларов как антиквариат и произведения искусства... Время расцвета итальянских мафиозных семей, нашедших в США надежное пристанище... Время благородных гангстеров, которых честные граждане и полиция именовали не иначе как бандитами, хотя эти 'бандиты' просто жили по собственным законам, строгостью не уступающим последней редакции УК РФ... 30-е годы, пропитанные романтикой и свободой, разве не хотели бы вы хоть на миг очутиться в их сладких объятьях? Ну тогда чего же вы медлите?! Вперед, город потерянной надежды уже ждет вас!
Эту игру ждали - ждали с цветами, песнями и шампанским. Каждый новый скриншот ловили, как глоток свежего воздуха после длительного удушья... И ведь было, на что посмотреть... С аппетитных картинок нам 'улыбался' пейзаж 'живого города' с машинами и пешеходами на улицах, тесные квартирки с окровавленными телами, мы радовались 'замершим' на скриншоте горячим перестрелкам и не могли поверить, что это - реальное и недалекое будущее. Но вот будущее настало, и Mafia: The City of Lost Heaven (далее по тексту Mafia) поселилась на компьютере каждого уважающего себя почитателя action'ов.
Mafia встретила нас, как это принято в хорошо 'воспитанных' играх, красивая видеозаставка. Собственно, ничего необычного в ней не было. Конечно, пейзажи радовали глаз детальной проработкой окружающего мира, великолепным динамичным освещением, проекционными тенями, но мало ли что могут натворить художники и программисты? Вон, фильм Final Fantasy: The Spirit Within и не на такое нам показывал: Слегка потряхивать начинает, когда осознаешь, что увиденное - это вовсе не заставка, а самая 'обыкновенная' игровая графика! Неужели мы снова видим очередную революцию в плане создания компьютерных игр? Не знаю, но почему-то мне кажется, что использованный в Mafia движок, разработанный компаний Illusion Softworks, мы еще не раз увидим в других играх. Думаю, потрясающая детализация, отличная анимация motion-capture и динамичное освещение с проекционными тенями заинтересуют не одну команду разработчиков компьютерных игр. Впрочем, за свое творение сотрудники Illusion Softworks вправе запросить круглую сумму хрустящих, звенящих и смеющихся в ладонях таньге. Одна лицевая анимация чего стоит! Вот парадокс: про анимацию физиономий героев в Medal of Honor: Allied Assault кричали на каждом углу, как о горячих пирожках или новой версии Windows. В результате анимашка получилась действительно неплохая. Зато про мордашки гангстеров из Mafia мы не знали ровным счетом ничего до выхода игры, а между тем мне при их виде сразу вспомнился пресловутый Final Fantasy: The Spirit Within - такая же любовь к морщинкам, трещинкам, щетинкам и прочим мало заметным, но столь живописным элементам человеческого лица.
Вообще, каждый герой игры - это полноценный персонаж, не только внешне, но и внутренне. Детективный сюжет игры раскрывает каждого персонажа, как раскрывает своих героев литературный роман. Здесь и благородный Дон Сальери, и жестокий бесчестный гангстер Морелло, и флегматичный оружейник Винченсо, милый заика Ральфи, бесконечно преданный Семье и деньгам Сэм, мудрый старина Фрэнки и виновник торжества - философ Томми. В шкуре этого симпатичного парня вы и будете жить в Mafia. Кстати, Том - вовсе не гангстер, а обыкновенный таксист. А вы что думали? Сразу по два автомата Томсона в каждую руку дадут? Нет, путь Томми к Tommy Gun'у извилист, многотруден и чертовски интересен. Как простой таксист умудрился вскарабкаться к вершинам гангстерской иерархии, я вам рассказывать не буду ни за какие коврижки, пряники и яблочные пироги. Много сладкого, говорят, вредно...
Зато я с удовольствием поведаю вам, что даст Томми и игроку в его лице веселая гангстерская жизнь. Во-первых, возможность ездить на самых лучших автомобилях того времени. Впрочем, некоторые склоны считать, что такое передвижение назвать ездой нельзя, скорее низким полетом. Разумеется, на драндулете 30-х со скоростью 200 миль/ч не полетаешь, зато и стандартные 90 км реализованы так, что начинаешь вжиматься в спинку кресла. А ведь на этой скорости нужно еще уворачиваться от встречно-попутного транспорта и избегать копов, так как эти ребята почему-то решили, что по городу нельзя ездить со скоростью выше 40 км/ч. С чего они это взяли, не понимаю?! Ну, собьете вы пару старушек и одного дедушку, что такого? Максимум - пара царапин на бампере. Вмятины, трещины, царапины и битые стекла лишь украшают авто, как шрамы украшают мужчину!
Во-вторых, возможность пользоваться любым оружием, коего в игре предостаточно: Colt 911, Colt Detective Special, Magnum, Tommy Gun, Shotgun, Sawed-off Shotgun (обрез по-нашему), F1 Grenade и любимый 'напиток' мафиози - Molotov Cocktail. Хотя фраза 'весело веселье - тяжело похмелье' на коктейль Молотова распространяется в первую очередь, да и на всю веселую гангстерскую жизнь тоже.
В качестве такого 'похмелья' от жизни вас ожидает беспрестанный риск собственной жизнью, ибо свист пуль здесь вторит дыханью. Дорогим пиджаком и собственной шкуркой начинаешь дорожить еще сильнее, когда понимаешь, что сохранение для такого крутого гангстера как вы - непростительная роскошь. Да-да, сэйвиться во время миссии нельзя. Точнее, игра сама делает запись в ключевые моменты. И это, заметьте, вовсе не минус, а гигантский плюс! Азарт доходит до дрожи в коленках, почесываний костяшек мизинцев и нервным подергиванием кончиков ушей. Одним словом, жизнью начинаешь дорожить, почти как в реальном мире...
Конечно, даже самая опасная жизнь может надоесть. Внезапные перестрелки становятся обыденностью, а сумасшедшие погони - досадной необходимостью. Хвала богам и разработчикам, события в игре не превратились в вереницу серых и обыденных будней. Mafia относится к числу таких проектов, по чьим сюжетам можно смело писать книги, снимать фильмы, рисовать комиксы, ставить пьесы и выпускать дополнения и продолжения. Миссии переплетаются с великолепными заставками на движке, открывающими очередной кусочек детективной истории. Да и сами по себе задания разнообразны - это и погони со стрельбой, побег от полиции, заказные убийства с вариантами снайперского выстрела, расстрел свидетелей и скоростные гонки на стадионе... Не обошлось и без модного ныне stealth: пробраться незамеченным в дом прокурора и выкрасть документы - та еще задачка. Забавный момент: помните, что использует 47-ой из игры Hitman: Codename 47 в качестве бесшумного оружия? Правильно, удавку. Томми тоже умеет действовать бесшумно, хотя чуть грубее. Берете бейсбольную биту и ка-а-ак со всей дури: Из звуков только глухой удар биты о пустую голову. Еще запомнился мне шикарный голливудский ход сценаристов и дизайнеров миссий. В одном из заданий вы спасаетесь по крышам от стражей порядка и добегаете до входа в часовню. Спускаетесь вниз по лестнице к выходу из церкви, вваливаетесь в главный молельный зал с шумом и треском, как слон в посудную лавку и... оказываетесь на отпевании недавно убитого вами представителя враждебной гангстерской семьи! Что было дальше, пояснять, думаю, не следует. В итоге в церкви остаетесь вы, до смерти напуганный священник и целая гора работы для сотрудников местного морга. Ой, умоляю, только не говорите, что это безнравственно! Вы ведь читаете статью о жизни бравого гангстера, а не воспитании благородных девиц в пансионе?!
Кроме основной линии миссий есть и побочная - задания от механика Бертоне. Выполняя его квесты, вы зарабатываете новые шикарные автомобили. Поверьте, ТАКИЕ машины стоят того, чтобы эти квесты пройти, ведь отказываться от ТАКИХ авто просто преступно! Ну где вы еще прокатитесь на золотистом ролс-ройсе? Да еще под такую шикарную музыку из далеких 30-х годов, уже прошлого века!
Все саундтреки в игре соответствуют событиям на экране и 30-м годам настолько, насколько вообще музыка может соответствовать чему-либо. Лично я несколько раз переигрывал эпизод с побегом от гангстеров из-за бесшабашно веселой музыки, сопровождающей этот смертельно опасный забег наперегонки со смертью... Кстати, свист и смертоносное пение пуль ничуть не уступают общему высокому уровню звукового сопровождения игры. Грозный крик полицейского 'You're risking your life!' с последующим рявканьем револьвера и предсмертным протяжным стоном станет истинным бальзамом для настоящих эстетов. А какой в Mafia визг тормозов...
Правда, пора вернуться с небес на землю, ведь идеальных игр, как и идеальных женщин, не бывает - это уже проверенный и доказанный наукой факт. В Mafia парочка нареканий касается AI - тупостью он, к счастью, не раздражает (враги стрейфятся и перекатываются чертовски умело), но и без багов не обошлось. Так, гангстер, у которого кончились все патроны, кидается на вас с кулаками. Кулак против автомата Томсона... По-моему, это разные 'весовые' категории. Еще больше забавляют стражи порядка. Например, пристрелите вы любя парочку копов. Приедут еще двое. Из чувства абстрактного гуманизма пристрелите и их. Мимо, по счастливой случайности (для кого она счастливая), могут проезжать еще двое. Продолжая сеять светлое, доброе, вечное, вы взорвете последних двоих вместе с машиной: А после этого сядете в свой единственный на весь город ролс-ройс и неспеша уедете по делам... В любом нормальном городе мэр вызвал бы национальную гвардию, а в Lost Heaven (именно там стремительно развиваются события игры) ничего, терпят. Здешняя полиция, видимо, отличается стальной крепостью нервов, и потеря половины личного состава вместе с техникой ничуть ее не беспокоит.
Для пешеходов у меня тоже найдется пара нелестных отзывов - дело в том, что эта публика обладает повышенной прыгучестью, что, увы, ее не спасает. Стремясь трехметровым прыжком спастись из-под колес стремительного авто, бабушки и дедушки нередко сталкиваются с разными препятствиями: стенами домов, фонарными столбами, друг с другом, наконец. Движок игры, к сожалению, грамотно такие коллизии обрабатывать не умеет, поэтому отпрыгнувший пешеход при столкновении мгновенно рикошетит на то место, с которого так пытался уйти. Итог плачевен: окровавленная тушка на дороге и помятый бампер дорогого авто. А если такое ДТП произойдет на глазах у стража порядка, то без сумасшедшей погони с перестрелкой никак не обойтись.
С другой стороны, захватывающие дух гонки - это одна из самых сильных сторон игры. Для нормального управления автомобилем хватает стандартной клавиатуры, при этом физическая модель всех четырехколесных монстров проработана просто 'замечтательно' и реально отличается между собой. До меня дошли слухи, что некоторые несознательные субъекты упорно сравнивают Mafia с Grand Theft Auto III. Насколько правомерно такое сравнение - большой вопрос. Однако по части физики и реализма Mafia, бесспорно, выигрывает. Взять хотя бы тот немаловажный факт, что у пассажиров и водителя автомобиля при столкновениях отнимается жизненная энергия. Более того, на машинах с открытым верхом следует ездить предельно осторожно, ибо переворот такого агрегата грозит вам троекратным переломом шеи с летальным исходом. Отличается Mafia от Grand Theft Auto III и по части игровых режимов - в Grand Theft Auto III режимов, по сути, нет - миссии и свободная езда осуществляются без всяких загрузок, то Mafia скорее подобна Driver'у. В режиме кампании вы методично выполняете задания Дона Сальери, распутывая детективный сюжет и постепенно приближаясь к неожиданной (ну очень неожиданной, поверьте старому мафиози) развязке. Если же вы хотите просто покататься, к вашим услугам Свободная Гонка, где вы выбираете начальную локацию, автомобиль, а затем отправляетесь колесить по закоулкам Lost Heaven. Кстати, машины для этого режима добываются в основной кампании. После прохождения игры разработчики щедро одарят вас еще одним вариантом веселого времяпрепровождения со скромным названием Экстрим. В Экстремальной Гонке игрок получает одну из самых лучших машин в игре и отправляется в город на поиски готовых дать квесты NPC. Выполните все, получите некий 'вкусный' сюрприз. Какой, узнаете сами, ибо основной принцип гангстера гласит: 'Меньше знаешь, лучше спишь'.
Однако вам, господа, я сейчас спать не советую. Семья Морелло совсем страх потеряла, на чужое виски покушается! Да и мэр что-то совсем распоясался, а полиция так вообще творит беспредел: Кто, кроме вас, поможет старику Сальери разгрести все эти проблемы и навести порядок в нашем славном городе? Так что отдыхать на том свете будете, а сейчас быстро за работу! Винченсо, старина, дай-ка мне, пожалуйста, Tommy Gun и парочку 'коктейлей' про запас, мало ли что? Ральфи, разогрей спидсеттер, город ждет!
|