Когда вы видите слово 'tycoon' в названии игры, то у вас сразу появляется уверенность в том, что вы сейчас начнете свою успешную (ну или не очень) карьеру по купле-продаже определенных вещей. Недавно вышедшая игра под названием Car Tycoon не явилась исключением в ряду подобного рода экономических менеджеров. Чем только не приходилось нам с вами заниматься: и перевозками различных грузов (Transport Tycoon), и продажей пиццы (Pizza Tycoon и Pizza Connection 2) и даже строительством и управлением своего собственного зоопарка (Zoo Tycoon). Помимо этого было еще много других 'tycoon', в которых нам приходилось заниматься более или менее интересной торговлей. Но на сей раз, мы с вами погрузимся в атмосферу автопромышленности середины прошлого (ХХ-го) века. Разработчик игры - фирма немецкая, но вот дух и атмосфера, а зачастую и названия в Car Tycoon американские. Ведь согласитесь, что ничто так не покоряет с первого взгляда, как знаменитые американские дредноуты 50-х - 60-х годов ХХ-го века - великолепные, блестящие хромом, с многолитровыми моторами и определенным духом свободы. Так что вполне понятно, почему разработчики выбрали именно американскую автомобильную промышленность. Итак, что же у нас с вами будет в распоряжении?
Игровой процесс разбит на две стадии: либо это по-миссионное прохождение, либо 'свободная' игра, но с определенного года, соответствующего таковому в миссии. Иными словами, если миссия, которую вы прошли была с 1976 по 1980 года, то и 'свободная' игра будет начинаться с 1976 года, да еще и на тех же самых картах. Сие устройство игры в известной мере ограничивает возможности игрока. Миссии, конечно, интересны и достаточно сложны, но вот жесткие рамки миссионного задания явно сковывают ваше творческое начало (если оно, конечно, у вас есть). Частично эту проблему решает 'свободная' игра, но и здесь есть ограничения, о которых уже говорилось выше. Ну, что помешало разработчикам сделать свободный выбор карт с городами? А его ох как не хватает в Car Tycoon.
Как вы думаете, что надо для того, чтобы организовать выпуск автомобиля? Очевидно, что самого проекта машины недостаточно, как минимум еще нужен завод по их (машин) производству. Так вот, в любой миссии у вас в распоряжении есть как минимум один завод, ну, а так как вы еще и владелец небольшой дилерской сети, то и парочка автосалонов тоже. Разработчики в известной степени утрировали сборку машин, по сути в игре она носит несколько символический характер. Сборка авто состоит из соединения четырех частей: шасси, салона с отделкой, двигателя и собственно кузова. Конечно, можно было бы придраться к тому, что процесс производства и сборки машины можно было и более детализировать. Например, сделать так, что двигатель собирается из нескольких основных частей, машину надо красить, вставлять стекла и т. д. Вот тут-то мне и пришла на ум подобная игра, за которой я обожал проводить время года полтора назад - Gearhead Garage. Вот там процесс был детализирован донельзя. Впрочем, от Car Tycoon требовать этого не стоит, игра ведь посвящена не только производству машин. Но вернемся к производству авто - на выбор вам предлагается выпускать несколько классов машин: малолитражки, среднеразмерные седаны, лимузины, пикапы-грузовички, спортивные машины, кабриолеты и фургоны. При этом, в зависимости от того, за какую из представленных в игре фирм (4 разных) вы играете вам будет предложено к производству по одной - двум моделям из каждого рода авто. Зачастую вам приходится довольствоваться не совсем подходящими деталями, например, ставить шасси от спортивной машины на грузовик. Степень того, как подходят различные части автомобиля друг к другу можно лицезреть на специальном графике, выраженном в полоске с процентами. Чем процент выше, тем идеальнее подходит эта вещь к самому автомобилю.
Процесс продажи созданного вами автомобильного шедевра с шасси от танка, двигателем от МИГ-29 и салоном от 'Запорожца' ЗАЗ 969-М происходит следующим образом: машина выезжает из ворот завода и своим ходом отправляется в автосалон дилера, где и выставляется на продажу. В Car Tycoon вам предоставлена полная свобода в формировании цен на созданное вами чудо: на заводе вы получаете полную информацию о фактической себестоимости произведенной машины и рекомендуемую цену продажи, а уж вы можете ее либо понизить, либо повысить, причем последнее больше рекомендуется.
В автосалоне вы можете делать распродажи автомобилей со скидкой до 40%, а также устраивать разнообразные презентации и шоу, коих на выбор у вас целых четыре вида на срок от одного до шести месяцев. Естественно, повысить уровень продаж можно и за счет проведения рекламной кампании. На выбор у вас будет: газетная, щитовая, теле и радио реклама. При этом, эффективность последних заметно выше, но и стоят они существенно дороже.
Если вас не устраивает то авто, что вы продаете, вы можете заказать в своем научно-техническом центре разработку той или иной детали. Впрочем, всё кроме кузова автомобиля вы можете купить и у сторонних разработчиков, но стоит это иногда в 1,5-2 раза дороже, хотя вы не теряете время на разработку. В качестве увеличения клиентской базы вашего предприятия, вы можете предложить ваши машины крупному покупателю, например таксомоторному парку - покупают они по 50 машин за раз, правда, для получения этого выгодного контракта вам придется значительно скинуть цену.
Расширение производства в игре выглядит на первый взгляд необычно. Для того, чтобы купить завод, автосалон или же автосервис, надо сначала подать заявку в местный муниципалитет на участие в аукционе. И вот когда местные власти выставят на продажу какое-нибудь здание, тогда и начинается самое важное действо - собственно аукцион. Можно сказать, что одно из самых значительных событий в игре -покупка недвижимости. В случае, если вы проиграли аукцион, не всегда есть возможность поправить положение, ибо свободных зданий очень мало, а конкуренты свою собственность не продают. Поэтому иногда цены на аукционах переваливают за миллион долларов, хотя стартовая цена завода к примеру всего 200-300 тысяч зеленых. При этом недвижимость выставляется на продажу практически вначале игры, а потому аукцион идет практически до тех пор, пока у кого-то из его участников есть возможность повышать ставки.
Если вам не хватает денег на покупку недвижимости, исследование новых запчастей, то вы можете взять кредит в одном из банков. В игре их несколько и у каждого из них свои условия предоставления вам денег в долг. Но тут возникает одна неприятная особенность - в Car Tycoon есть возможность взять только краткосрочный кредит на один год с его ежемесячным погашением. Проблема в том, что если кредит до 2-3 миллионов долларов погасить еще более-менее реально, то вот кредит в миллионов 15 с ежемесячной платой в 600 тысяч просто утянет вас вниз, на дно, доведет до банкротства. А ведь на крупные кредиты существуют более низкий процент, да и срок их возврата составляет не один год... Что же касается долгов, то в игре очень не рекомендуется забираться в минусовой баланс, ибо долгосрочное пребывание 'в минусе' может дать повод объявить вас банкротом.
Кроме своей основной деятельности у вас также есть возможность совершать операций на бирже - вы можете покупать и продавать акции различных предприятий вашего города. Правда, я так и не понял, почему нельзя купить больше 1.000 акций у каждого предприятия и почему нельзя купить акции ваших конкурентов. Если придирчиво судить об экономической модели, которая существует в Car Tycoon, то она максимально упрощена, что вообщем-то характерно для игр этого жанра. Конечно, очень обидно, что масштабность действий ограничена 3-4 городами (иногда двумя), а количество автосалонов не может превышать восьми. При этом, продавать те объекты, что вы уже купили невозможно. И если у вас больше салонов, чем помещается одновременно на экране, то остальные будут простаивать пустыми, но с другой стороны, утешает мысль, что они точно не перейдут ненавистному конкуренту.
Настала пора поговорить и о технической стороне дела. Как ни странно, но Car Tycoon поддерживает только один видеорежим - 1024х768. Благодаря этому, графика в игре получилась потрясающе красивой и четкой. Скажу больше - более красивой графики в экономических менеджерах я еще не видел, будем надеяться, что вскоре она будет стандартом для игр подобных этой. Правда есть и несколько нюансов, добавляющих ложку дегтя. Во-первых, это тот вид, который получается при приближении камеры к объекту. Качество картинки естественно падает, но я не ожидал, что настолько сильно. И, во-вторых, это невозможность повернуть камеру. В игре применен статичный (исключая возможность приближать\удалять камеру) изометрический вид. А иногда ох как бы не помешало повернуть камеру градусов на 90... Помимо этого меня также удивило, что во время загрузки мы видим одну и ту же картинку - ну, что сложно было сделать господам разработчикам несколько разных! А вот ностальгический видеоролик в начале игры, я бы вообще признал настоящим шедевром!
Что касается музыки и иных звуковых спецэффектов, то в игре Car Tycoon их достаточно много и все они сделаны на высшем уровне. Особенно мне понравились зажигательные музыкальные темы, которые хочется слушать вновь и вновь.
Увы, не обошлось и без некоторых багов, которые в основном касаются самого аспекта игры. Ну, скажите мне, где вы видели, чтобы с завода до магазина новые машины перегоняли своим ходом? Их скорее загрузят на грузовик, и уж он доставит их в магазин: А где вы видели, чтобы на бирже ценных бумаг вы не могли купить акции конкурента, лишившись таким образом возможности завладеть контрольным пакетом и получить в свое владение его фирму целиком? Также жутко раздражает, что одновременно на заводе может производиться только один тип машин... Ну, допустим сделали бы какое-то ограничение, позволив при этом за определенную мзду расширить производство, и тогда на одном заводе производили бы несколько моделей авто. А то бесит, когда приходиться носиться между двумя-тремя заводами и переключить производство с одной модели на другую. Эти и другие подобные мелочи несколько портят общий вид игры.
В итоге, лично на меня Car Tycoon произвел очень сильное впечатление (несмотря на некоторые обнаруженные баги), я уже давно не испытывал такого удовольствия от прохождения игр. Да, я признаю, что проекты подобного жанра не настолько популярны, как, например, банальные RTS, но мне кажется, это не заслуженно. Игру Car Tycoon я бы порекомендовал к прохождению буквально всем, кто хоть немного интересуется экономическими стратегиями.
|